История создания

Из истории создания службы вневедомственной охраны Республики Татарстан

Одна из составляющих структур полиции общественной безопасности – служба вневедомственной охраны. На сегодняшний день во всех крупных населенных пунктах республики функционируют отделы вневедомственной охраны. Их основная задача – сохранность собственности. Крупные финансовые учреждения, торговые объекты, правительственные здания и культурно-зрелищные заведения – вот далеко не весь перечень клиентов УВО, по которому можно судить о масштабах его деятельности.

IMG_2931_1.jpg

Но деятельность ОВО не ограничивается рамками лишь охранных мероприятий. И в обязанности экипажа патрульного автомобиля входит не только готовность моментально примчаться в «сработавшую» квартиру или магазин, но и поддержание, наравне с другими экипажами МОБ, общественного порядка в зонах своих постов и маршрутов.

В 2002 году служба вневедомственной охраны отметила свой полувековой юбилей. За прошедшие годы был пройден непростой путь становления. Обратимся к истокам зарождения службы в нашей республике.



Градская стража и охранные структуры России (X-XX в.)

Наверное, сразу же, как только возникло понятие собственности, человек задался вопросом: как сохранить свое добро? А, может, и раньше, при, при первобытнообщинном строе, наши предки уже предпринимали какие-то меры, защищая свою долю добычи от более сильных соплеменников.

Цивилизация предоставила возможность увеличить совокупность вещей, принадлежащих отдельным собственникам. Вместе с тем увеличилось и их беспокойство: как бы не лишиться нажитого. Каждый старался уберечь свою собственность от посягательств со стороны, но не всегда это получалось. «Специалистов» по изъятию чужого добра не останавливали ни двери, ни замки, ни собаки. И люди поняли: дело защиты собственности лучше поручить профессионалам.

В русском государстве в течение нескольких веков функции охраны государственной и частной собственности осуществлялись различными органами. В первых общественных образованиях восточных славян эти обязанности выполняли княжеские дружины.

Постепенно земли Киевской Руси перешли в руки отдельных феодалов, производилась раздача земли дружинникам. Возникло вотчинное хозяйство. В этих условиях особенно остро встал вопрос о сохранности имущества и продуктов питания. Посягательств на собственность было много: от нарушения границ феодальных имений до вооруженного разбоя. Поэтому управляющий набирал из охранников дружину, которая полностью была на обеспечение князя и несла сторожевую службу.

С ростом общественного разделения труда начали развиваться города. Городское население пополнялось криминальными элементами: беглыми холопами и зависимыми смердами. Поэтому вопрос об охране городского населения, продуктов труда ремесленников, их собственности стоял очень остро. В этих условиях горожане стремились застраховать свое поселение, как от воровства, так и от разрушительных набегов соседей. Они входили в соглашение с каким-либо крупным князем, который присылал в населенный пункт, вооруженный отряд для его охраны. Горожане брали на себя обязанность содержать за свой счет это войско.

В середине 16 – середине 17 веков происходит дальнейшее усиление охранных структур, которые отвечают за сохранность государственной и частной собственности. На смену княжеско-вотчинной приходит приказная система управления. Например, в Москве был создан особый Земской приказ, который следил за сохранностью имущества, за торговлей и безопасностью в городе, особенно в ночное время.

В городах назначался так называемый объездной голова. Это был конный стрелец, который обязан был следить за тем, как стража несет службу по охране собственности горожан. Со временем права объездных голов расширились. Они стали сами проводить дознания, могли определять наказание батогами, за мелкие проступки заключать на непродолжительное время в съезжую избу.

При Иване Грозном было введено «губное» сословие самоуправление. В каждом губном округе (уезде) образовалась «губная изба» во главе которой стоял староста, избиравшийся из дворян и боярских детей. Он отвечал за организацию охраны порядка, и, прежде всего, государственной собственности.

А при Петре 1 впервые был введен в употребление термин «полиция». Наведение порядка в России для императора стало насущной необходимостью. Вплотную занявшись внутренним благоустройством, Петр 1 назначил для «лучших порядков» генерал – полицмейстеров. В «Пунктах, данных санкт-петербургскому генерал - полицмейстеру», был определен круг задач, в том числе и охранных команд.

Помимо этого реформы Петра 1 способствовали развитию промышленности, причем некоторые фабрики и заводы, возникшие при Петре, были особенно крупными. Данные предприятия и продукция, которую они производили, представляли большую ценность. Для их охраны администрацией были созданы специальные охранные подразделения. Специальные команды сопровождали ценные грузы в столицу и военные гарнизоны. Эти подразделения являлись прообразом современной вневедомственной охраны.

Однако после смерти Петра 1 централизованное управление Российским государством было ослаблено. А органы городского самоуправления «для лучшего посадского охранения» переподчинены губернаторам и воеводам, которые взяли на себя организацию охранных мероприятий, в том числе отвечали за общественный порядок. Но данное обстоятельство обернулось неожиданным всплеском преступности. Чтобы остановить ее разгул, необходимы было предпринять действенные и эффективные меры, поэтому в ряде губерний и городов создаются полицмейстерские конторы. Но их силы, как выяснилось, для организации охранных мероприятий оказались слишком малы. Так как в основном они пытались вести борьбу с воровством и охраняли некоторые государственные учреждения, а за сохранность же частной собственности должны были отвечать сами ее владельцы.

Именно такое положение дел было до прихода к власти Екатерины 11. В годы ее правления правоохранительная система была существенно реорганизована. В апреле 1782 года был издан «Устав благочиния», который учреждал в городах управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездных – городничими. Город разделялся на части, во главе которых стояли частные приставы. Части делились на кварталы, которые возглавлял квартальный надзиратель. Непосредственно за порядком на улице наблюдал будочник. Он руководил службой сторожей, которые выделялись от каждых десяти домов или лавок.

Россия того времени являлась одной из крупнейших держав Европы. Существенные сдвиги происходили в области промышленности. На основе мелких промыслов возникали мануфактуры. А в годы правления Александра 1 произошло значительное укрепление армии. Поэтому промышленники получили большие военные заказы. Но применение принудительного труда способствовало усилению в промышленных районах криминальной обстановки. Для предотвращения беспорядков в промышленных районах страны, на рудниках, ряде крупных заводах и прилегающих к ним территориях, решено было создать ведомственные охранные органы. Они полностью содержались за счет предпринимателей, но начальники их подчинялись государственным органам власти. В обязанности такой ведомственной полиции входила не только охрана оборудования и продукции, но и обеспечение общественного порядка в рабочих поселениях.

В горнодобывающих районах действовала «горная полиция». На государственных предприятиях она подчинялась непосредственно управляющему рудником, а на частных – представителю государства. Для непосредственного руководства горнозаводской полицией управляющий рудником назначал полицмейстера. В распоряжение которого находились специальные охранные роты и сторожевые команды. Эти подразделения комплектовались в основном за счет, отслуживших свой срок в армии солдат и унтер-офицеров. Позднее людей для службы в этих охранных подразделениях начали готовить в специальных учебных командах. Там они изучали тактику действий при подавлении волнений, основы законодательства.

Во время Отечественной войны 1812 года возросло значение отрядов по охране и сопровождению грузов. На растянувшихся коммуникациях снабжения русской армии не хватало полицейских охранных отрядов. Широкую известность получили отряды старосты Архипа Семенова, мещанина Никиты Минченкова, отставных военных Потапа и Ермолая Четвертоковых.

Конец 19 - начало 20 веков – время различных реформ, которые изменяли жизнь российского общества. Поэтому в тот период охранные структуры, и частные, и государственные, претерпевали значительные изменения, которые, прежде всего, были вызваны крестьянской реформой 1861 года. Изменение поземельных отношений вызвало необходимость реорганизации сельской полиции и ее охранных структур. 25 декабря 1862 года были приняты «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губернии». В соответствии с которыми помещичьи усадьбы охранялись отрядами ведомственной охраны, подчиненными становым урядникам.

На протяжении 60-70-х годов 19 века правительство приняло ряд мер по увеличению численности охранных структур сельской полиции и обеспечению лучшими кадрами. Если раньше в полицейские охранные команды набирались в основном непригодные к строевой службе солдаты, то в этот период был введен принцип вольного найма. Был создан и корпус сельской стражи, в задачи которых входила охрана помещичьих земель. Отряды сельской стражи получали полицейскую форму и подчинялись уездному исправнику. Только в 1903 году вместо сельской стражи создана полицейская стража. Размещались такие отряды в казармах, где в свободное от службы время с ними организовывались занятия по служебной и боевой подготовке.

В этот период в связи с быстрым развитием товарно-денежных, капиталистических отношений в России вневедомственные охранные структуры получают все большее развитие. То есть государство брало под свою ответственность не только казенное имущество, но и частную собственность.

Подводя итог деятельности городской стражи и охранных структур России, следует отметить:

  • во-первых, специальных правоохранительных органов государства, отвечающих за сохранность всех видов собственности, не было практически до начала 19 века. Эти обязанности выполняли различные силовые структуры, как в центре, так и на местах.
  • во-вторых, государство стремилось возложить исполнение охранных функций на население в качестве повинности.
  • в-третьих, с развитием капиталистических отношений в России усиливается значение охранных структур, причем количество частных и казенных предприятий, за которых несет ответственность полиция, а значит, и государство, увеличивается.
  • в-четвертых, напрашивается следующий вывод: наиболее эффективной охраной частной, государственной и иной собственности являлась вневедомственная охрана, которая вопреки всем трудностям, развивалась в России, начиная с древнейших времен.

От промышленной милиции - к вневедомственной охране

Юридически полиция дореволюционной России, а значит, и ее охранные структуры прекратили свое существование 11 марта 1917 года, когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции. Временное правительство за время своего существования так и не смело создать систему право-охранительных органов и охранные структуры.

Сразу после событий октября 1917 года наиболее распространенной формой всеобщего вооружения народа стали отряды Красной армии. Они формировались на заводах и фабриках. Их первой обязанностью стала охрана средств производства, станков, оборудования, сырья, готовой продукции. На местах стали создаваться вооруженные группы под различными названиями: «специальные отряды охраны», «охранные дружины», «рабочие дружины», и. т. д. Повседневная жизнь вскоре показала нереальность такого подхода к организации охраны предприятий. Дисциплина в рабочих отрядах была низкой, специалистов- организаторов службы не было, поэтому хищения, воровство были в те годы обычным делом. В такой обстановке остро встал вопрос о создании штатных государственных охранных структур. 29 ноября 1919 года в недрах Главного Управления рабоче-крестьянской милиции РСФСР появился циркуляр, предписывающий обследовать надежность охраны заводов и фабрик. А 21февраля 1920 года тоже Главное Управление предложило организовать Промышленную милицию, которой вменялось бы в обязанность охрана фабрик и заводов, горных промыслов и учреждений молодой Республики, исключая охрану военных объектов и складов, имущества ВЧК, железнодорожных и водных путей.

Ровно через два месяца, 21 апреля 1920 года при Казанском Губернском Управлении рабоче-крестьянской милиции был организован подотдел промышленной милиции, заведующим которого назначили А.А.Плотникова. В то время штат охраняющих определялся с учетом значимости предприятия и количества рабочих. Если, скажем фабрику «Поляр» охраняли 35 милиционеров, то на государственном мыловаренном заводе их было - 41, а на кожевенном производстве - 77 человек. Вся ответственность за несение службы по охране народного добра полностью ложилась на начальника охраны.

Оглядываясь на те годы, полные трагедий и надежд, можно привести некоторые параллели между службой охраны тех лет и службой сегодня. Например, хотя бы то, что промышленная милиция содержалась за счет охраняемых предприятий. На июль 1920 года в составе этого подразделения насчитывалось 530 человек.

В сентябре того же года Промышленная милиция, функции которой были дополнены охраной лесов, была организована в Чувашской автономной области.

Не обходилось, конечно, и без некоторых негативных явлений, ибо соответственно времени, разброд в умах был великий. Возможно, этот фактор являлся одним из причин, когда круг деятельности новообразований в милиции, несмотря на внесенный вклад, стал сужаться. Выдвигались разные доводы. Так, председатель фабрично – заводского комитета Казанского дрожево - винокуренного завода писал 15 августа 1921 года в Татпрофсоюз: «присутствие милиции во внутренних помещениях завода мешает правильной работе производства, личный досмотр при выходе из завода вызывают недовольства» и предлагал восстановить самоохрану завода рабочими. И специально созданная комиссия рассмотрела вопрос о пересмотре объектов охраны и милицейской службы в Республике. По ее итоговым документам все заводы местного значения передавались под охрану ведомственным вооруженным сторожам. Под защитой милиции оставались центральные продовольственные склады, а также склады товаров для распределения по кооперативам. Заводы, производящие спирт и работающие на армию передавались под опеку военного ведомства.

Надо заметить, что эти охранные структуры не подчинялись НКВД. Такое положение требовало принятия незамедлительных мер. В декабре 1921 года промышленная милиция была ликвидирована, в том числе и в Татарии. Промышленная милиция Татарской автономной республики, возникшая благодаря чаяниям трудящихся масс, по их же требованиям была ликвидирована. Аналогичные решения были приняты в Чувашской и Марийской автономных областях.

Вскоре была найдена новая форма организация охраны – ведомственная милиция. Она подразделялась на горно– приисковую, промысловую, фабрично-заводскую, портовую и. т. д. Она подчинялась начальнику отдела милиции данной местности, а содержалась за счет охраняемых ими предприятий.

В конце 20-х годов СНК РСФСР, в целях укрепления общественного порядка разрешил исполкомам создавать подразделения ведомственной милиции для охраны общественного порядка на территории домовладений и прилегающих к ним улицах. В соответствии с этим решением в крупных городах начали формироваться отряды ночной охраны. Сотрудники патрулировали по установленным маршрутам пешком, на лошадях, иногда мотоциклах и автомобилях.

Получили дальнейшее развитие отношения ведомственной охраны с заказчиками. Главным управлением милиции был разработан первый типовой договор на принятие объектов под охрану. Суммы доходов за охранные услуги, поступающие от предприятий на содержание ведомственной милиции, являясь целевыми средствами краев, областей и республиканских управлений милиции, в местные бюджеты не переводились.

По окончании Великой Отечественной войны страна оказалась в тяжелом экономическом положении. Криминогенная обстановка значительно осложнилась. Увеличение хищений народного добра потребовало принятия соответствующих мер охраны государственной собственности. В январе 1946 года был издан приказ НКВД об усилении борьбы с преступностью. Он предусматривал круг мер для усиления подразделений вневедомственной охраны. Однако из–за отсутствия средств многие проблемы не решались. В глубинке охрану осуществляли как ведомственные сторожа, так и артели престарелых инвалидов. Руководители предприятий не всегда обращали внимание на организационное и техническое укрепление своей охраны. Поэтому к началу пятидесятых годов остро встал вопрос о коренном улучшении сторожевой охраны государственной и общественной собственности, ее технической оснащенности, независимости от руководителей предприятий.

Последующие десятилетия стали годами накопления опыта, осознания допущенных ошибок. Осмысление прошлого позволяло искать и найти решение, наиболее подходящее при создавшейся ситуации.

Цифры и факты:

  • 1952 год Создание вневедомственной охраны. Сторожевые бригады, охраняющие мелкие торговые и хозяйственные объекты Министерств и ведомств, постановлением Совета Министров СССР передаются в подчинение органов внутренних дел.
  • 1953 год Создан городской отдел вневедомственной охраны при МВД ТАССР, а также отделы вневедомственной охраны в городах Бугульме и Зеленодольске.
  • 1959 год Вневедомственной охране передаются функции инспектирования ведомственной охраны.
  • 1963 год Созданы отделы вневедомственной охраны в городах Набережные Челны, Елабуге, Альметьевске и отделение вневедомственной охраны в Советском районе города Казани.
  • 1964 год В Лениногорске создается отделение вневедомственной охраны.
  • 1965 год Под вневедомственную охрану предаются объекты, расположенные в городах и районных поселках и районных центрах.
  • 1966 год Образованы отделения вневедомственной охраны в Арске и Бауманском районе города Казани.
  • 1968 год Образован отдел вневедомственной охраны в Ленинском районе города Казани.
  • 1969 год Начата деятельность по централизованной охране квартир граждан, организуется пункты централизованной охраны (ПЦО) и создаются группы задержания ПЦО.
  • 1969 год В Казани состоялась Всесоюзное Совещание руководящих работников вневедомственной охраны с участием начальника Управления вневедомственной охраны СССР Волкова А.М.
  • 1993 год Кабинетом Министров Республики Татарстан принят Закон «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сохранности имущества, денежных средств и ценных бумаг, находящихся в Государственной и коммунальной собственности.»
  • 1994 год В Казани проходило Российское совещание Руководящих работников Управлений вневедомственной охраны. В совещание принял участие первый заместитель начальника ГУВО МВД РФ Жуков Г.Г.

Вневедомственная охрана Татарстана (1952 - 2002 г.)

29 октября 1952 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, при органах милиции создается специальное подразделение - вневедомственная наружная сторожевая охрана, на которую планировалось возложить охрану мелких торговых и хозяйственных объектов различного ведомственного подчинения, расположенных в республиканских, краевых и областных центрах, а также крупных городах.

Существовавшие до этого времени кооперативные охранные артели, Управления сторожевой охраны при горрайисполкомах имели в своей работе довольно много недостатков. Разобщенность их действий и оторванность от органов милиции делали такую охрану неэффективной, а расходы на ее содержание неоправданно высокими.

Изначально в масштабах ТАССР существовала лишь городская охрана, призванная в основном обеспечить безопасность государственных и правительственных зданий. Впоследствии же предстояло буквально развернуть по всей Республике охранные подразделения, как реальной силы, способной максимально сократить количество хищений.

ouuo123a58 4220_1_1_1_1_новый размер_новый размер.jpg

Для руководства работой вневедомственной охраной в начале 1953 года был создан отдел охраны при МВД Татарской АССР, первым начальником назначили Георгия Павловича Желяева. Начинали, можно сказать с чистого листа. Сам отдел разместили в подвальном помещении дома № 27 по улице Островского, откуда затем переехали в здание по улице Красина (в настоящее время здесь располагается Вахитовский отдел вневедомственной охраны № 2). Не было поначалу достаточного опыта, не хватало знающих кадров, техники, тем не менее, дело нужно было делать, несмотря на создавшиеся трудности.

Еще в первые годы образования новой службы предполагалось впоследствии передать ей наиболее значимые объекты. И вот в 1959 году были установлены два вида охраны: военизированная - для охраны особо важных и режимных объектов и сторожевая. Но как показывала практика, сторожевая охрана в силу особенностей ее состава была не в состоянии успешно решать поставленные задачи. Время требовало нового подхода, и тогда начали задумываться о целесообразности замены сторожей милиционерами. Вместо четырех сторожей принимали одного милиционера, именно такой путь преобразований был выбран как наиболее оптимальный. В 1969 году в целом по республике сократили 600 сторожей охраны, вводя взамен 150 милиционеров. Что в первый же год позволило снизить расходы и повысить надежность охраны объектов, кроме того, появилась возможность использовать высвободившиеся средства на развитие службы.


opsd 2z_1_1_1_1_новый размер_новый размер.jpg


По воспоминаниям полковника милиции Гали Давлеевича Давлеева, возглавлявшего вневедомственную охрану Республики с 1967 по 1983 год к тому времени личный состав отдела вневедомственной охраны при МВД Татарии, точнее его аппарат насчитывал всего двадцать человек: начальник, два его заместителя и несколько инспекторов. В подразделениях охраны не было своих автомашин, и некоторые сотрудники для быстроты передвижения пользовались велосипедами. Первый самодельный пульт охранной сигнализации располагался на улице Баумана, в здании бывшей ГТС. После того, как было построено новое административное здание Управления, пульт централизованной охраны перевили туда.

Начинавшаяся создаваться с нуля вневедомственная охрана Татарстана со временем стала одним из лучших подразделений охраны в стране по оснащенности техническими средствами. Поэтому сюда, для обмена передовым опытом, приезжали специалисты других регионов Союза, чтобы подробнее ознакомиться с состоянием дел в передовом подразделении.

Вневедомственную охрану Татарстана возглавляли несколько руководителей, и каждый из них оставил свой след в истории охраны, присущей его времени.


Более двадцати лет отдал этой службе ветеран Великой Отечественной войны полковник милиции Гали Давлеевич Давлеев. Волевой, целеустремленный начальник сумел и вокруг себя сплотить энергичных, грамотных профессионалов. Именно при полковнике Давлееве началось внедрение в эксплуатацию охранной технической аппаратуры, а ОВО при МВД был преобразован в Управление вневедомственной охраны. Правда и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, Гали Давлеевич принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Он желанный гость на вечерах Памяти, принятии присяги. Молодежь с удовольствием слушает рассказы Кавалера многих боевых орденов о войне и о суровых милицейских буднях.


ouuo12 4220_1_1_1_1_новый размер_новый размер.jpg Полковник милиции Геннадий Михайлович Козлов, сменившей, ушедшего на заслуженный отдых Давлеева, был умелым организатором, сумевший сплотить коллектив в единый механизм. Он любил дело, которому служил и отдавался ему без оглядки. При Геннадии Михайловиче в Управлении охраны был создан свой КФК, увеличились штаты, на новый качественный уровень была поднята штабная работа.







ouuo123b41 4220_1_1_1_1_новый размер_новый размер.jpg

В 1993 году Управление возглавил Александр Васильевич Вайда, при котором особое внимание было уделено нормативной базе вневедомственной охраны. Он был одним из инициаторов и главным разработчиком, принятого в мае 1993 года Верховным Советом РТ Закона «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сохранности имущества, денежных средств и ценных бумаг, находящихся в государственной и коммунальной собственности», не имеющий аналога в РФ. Под его редакцией было создано методическое пособие для милиционеров. В нем даны подробные рекомендации по тактике действий групп задержаний ОВО, объяснены права и обязанности, меры личной безопасности.

В 1995 году Александр Васильевич Вайда был переведен на работу в ГУВО МВД РФ на должность заместителя начальника Главного Управления. В настоящее время генерал - майор милиции Вайда является заместителем министра внутренних дел республики Татарстан.

С 1995-2010 года Управление возглавлял полковник милиции Наиль Султанович Зарипов. С его приходом работа в УВО заметно оживилась. Был полностью обновлен автопарк, рабочие места дежурных пульта управления стали оснащаться компьютерами нового поколения. Немалое внимание стало уделяться условиям труда и быта сотрудников.

Телефоны:
д/ч УВО (843) 292-25-45
горячая линия по оказанию
гос.услуг по охране
имущества:
(843) 221-20-02